«Меры безопасности»

В отличие от вечерних туалетов, бриллиантов, лимузинов, папарацци и поклонников, телохранители больше, чем составляющая звездного имиджа.

«Тебя раздражает, когда они с тобой, и тебя раздражает, если их нет». Так однажды отозвалась о своих бодигардах Мэри-Кейт Олсен. Во время концерта Уитни Хьюстон в России ее телохранитель Боб лично занимался регистрацией прибывающих съемочных групп. Пета Уилсон, Мэриэл Хемингуэй, Шарон Стоун и Дэвид Копперфильд просят своих охранников, чтобы на танцполе в ночном клубе они плясали где-нибудь поближе. 
К чему привела такая близость Стефанию Монакскую и Деми Мур, знают все. Телохранитель есть даже у Майка Тайсона. Правда, его основная функция — защищать от пылкого боксера навязчивых поклонников и излишне активных репортеров. Мадонна уверена, что «ходить повсюду с двадцатью крепкими ребятами — показуха, которая не имеет ничего общего с безопасностью». И предпочитает использовать своего бодигарда, бывшего ленинградца Давида Мискевича, в тренажерном зале — чтобы соревноваться с ним в аэробике. А совсем недавно королева Елизавета II уволила начальника своей личной охраны из-за комедийного казуса: на крыше Букингемского дворца поймали английского безработного в карнавальном костюме Бэтмана — так он протестовал против несправедливого трудового законодательства. Так кто же они, охранники знаменитостей, — реальная потребность, многофункциональные ассистенты или всего лишь живой способ демонстрации славы своего клиента?


Только цифры
До недавних пор везде в мире называться телохранителем звезды было очень престижно. Для того чтобы устроиться на эту работу, приходилось выдерживать строжайший кастинг — особенно когда наниматель не понаслышке знал, что значит это слово. Так, охранник Роберта Де Ниро был придирчиво выбран актером из двадцати претендентов на эту «роль». Все они в совершенстве владели техниками трех восточных единоборств, но не все могли похвастаться «интеллигентной» внешностью. Сейчас профессия приобрела пугающую массовость. Об этом свидетельствует красноречивый рекорд: во время гастрольной поездки Эминема в Лондон в 2003 году вместе с ним прибыли аж 50 телохранителей! Секьюрити белокожего рэпера размещались в трех дополнительных гримерках. У Рики Мартина — тридцать бодигардов. По десять телохранителей у Леонардо Ди Каприо, Тома Хэнкса, Брюса Уиллиса. «Причиной такого бума стала война в Ираке, когда Голливуд наводнили бывшие солдаты, — считает личный охранник Мэрайи Кэри, Ивен Роберт. — На волне патриотизма никто даже не интересуется у них, что же они делали в армии. Может, полы на кухне мыли?» Несмотря на то что в российском законодательстве де юре даже не используется понятие «телохранитель», в Москве работает около 4000 охранных агентств, которые берут на себя такие функции. Работы хватает на всех. В последнее время солидные клиенты все чаще отдают предпочтение сотрудникам крупных охранных фирм. Потому что вокруг них есть сложившаяся вспомогательная структура — например, не приходится думать ни об одежде секьюрити, ни об оперативной связи с ними.


Частные инструкции
В частных беседах и охранники, и их «личные» звезды очень любят рассуждать о том, как важно установить друг с другом доверительные отношения. Филипп Киркоров и Валерий Леонтьев говорят о том, что даже не знают, как назвать своего телохранителя: «охранник, помощник, администратор или водитель». Алсу гордится дружбой со своим чернокожим бодигардом по имени Дерен: «Он очень обаятельный. Иногда у артистов бывают такие мордовороты, которые только портят имидж». Тина Ларе, женщина-телохранитель Шарон Стоун, — ее любимая компаньонка для шопинга: несмотря на свои внушительные размеры (185 см, 80 кг), она очень хорошо разбирается в модных тенденциях и брендах. А Андре Агасси даже попросил личного охранника Гила Райсера стать крестным своего сына Джадена Гила.
Между тем, служебная инструкция известного российского охранного предприятия «Карат-Ц» гласит: «Сотрудник всегда должен помнить, что он находится под пристальным вниманием артиста, партнера по бизнесу и его окружения и обязан являться для них символом закона, правопорядка и высокой культуры». Только вежливость и корректность при выполнении обязанностей позволяют не превратиться в лакея. Во время своего визита в Москву Пета Уилсон часто просила прикрепленного бодигарда, одетого в черный костюм и белую рубашку: «Переодевайся в джинсы и джемпер и махнем на какую-нибудь крутую дискотеку». Ему пришлось отказаться, объяснив разницу между частным визитом и статусом гостя ММКФ. Брайан Адамc решил оторваться от свиты и за полчаса до собственного концерта прогуляться по Красной площади, здороваясь с туристами: «Хай, я Брайан Адамc!» Именно телохранители вовремя напомнили звезде о предстоящем через десять минут концерте. А Энрике Иглесиас во время своего приезда в Россию захотел продемонстрировать звездное чувство юмора: он незаметно нагнулся и хлопнул по ноге впереди идущего человека, чтобы тот резко дернулся и вызвал реакцию охраны, — к счастью, российские телохранители были предупреждены о возможных шутках музыканта.


Шоу нон-стоп
Большинство зарубежных звезд приезжают в Россию с собственными бодигардами. 
А иногда их русских коллег используют как «второй круг» защиты или нанимают для охраны концерта, предпочитая сотрудничать с зарекомендовавшими себя лицензированными предприятиями. И дело тут не в законопослушности: подобрать крупных молодых людей и красиво их расставить можно и без оглядки на правоохранительные органы. Важен отлаженный механизм, по которому профессиональная команда будет работать. «Любой концерт, показ, встреча с прессой или поклонниками — это постоянное решение сложного уравнения, — рассказывает Валерий Светлов, генеральный директор «Карат-Ц». — Если на улице метель, значит, все опоздают. Если Наталья Орейро, то в зале будут сплошные девчонки и кому-то обязательно понадобится «скорая» — успокаивать. Если запланирован декоративный вынос публикой воздушных шаров, как на концерте Маккартни, то не помешает держать под контролем пути, по которым их будут выносить».
Первый из основных «пунктов досмотра»: на входе, у металлодетектора. Вопреки распространенному мнению, ни одно уважающее себя охранное предприятие никогда не поставит на этом месте студента-стажера: он не справится с возложенными на него обязанностями. Следующий: возле сцены. Прежде чем кому-то разрешают приблизиться к артисту, его и его дар тщательно и незаметно поверяют. Сегодня практически все звезды выдвигают жесткое условие: вообще никого из зала на сцену не пускать. Всякий раз, когда нам показывают трогательную девушку, которая вручает кумиру свой букет, — это, как правило, результат досъемки и монтажа или сцена, срежиссированная после предварительной проверки. На Западе именно служба охраны и менеджер решают, какие из подарков достанутся звезде. Следующая после безопасности функция охранников: гарантировать, чтобы шоу продолжалось — вне зависимости от ситуации. «Наша служба должна быть неотъемлемой и незаметной частью события, — говорит Валерий Светлов. — Show must go on».

Валентина Леонова, Евгения Попова